Виталий Чебану: «Люди должны понять - они голосуют за себя! За рабочие места и инвестиции, за то, чтобы молодежь никуда не уезжала, вот за это они голосуют!»
Фото: Леонид РЯБКОВ
«Пришла пора возвращать долги родине»
- Вы же успешный предприниматель! Что же заставило вас бросить Кишинев и переехать в гагаузскую глубинку?
- Занимаюсь финансовой деятельностью, оказанием услуг, связанных и с финансами, и с юриспруденцией. Бизнес, в основном в Молдове. Кишинев, Россия… Переехать в гагаузскую глубинку не было спонтанным решением, мол, обиделся на весь мир и решил жить затворником. Это совсем другая история. В подоплеке моего решения – Николай Дудолго. Мы с ним участвовали во многих проектах и всегда сходились к одному общему мнению – каждому проекту необходимо финансирование. Какое-то небольшое финансирование происходит, но масштаб этих проектов – десятки миллионов долларов и евро. К примеру, недавно Дудогло договорился с компанией из Европы, которая будет поручителем перед Европейским банком реконструкции и развития, Гагаузии будут выделены средства на модернизацию канализации в Комрате. Это очень важно для юга Молдовы! Дудогло оказывает поддержку компаниям, занимающимся сельским хозяйством, в частности, животноводством, производством зерна. Он интересуется всеми сферами деятельности! Он вырос в Комрате и хочет весь свой опыт и силы отдать Гагаузии. Но сделать это можно только при одном условии – если есть финансы. Финансы на развитие и инвестирование, для того, чтобы строились предприятия и платились налоги. И вот мы с ним, общаясь и выезжая на места, а ездим мы много, решили, что нам нужен банк.
- Имеется в виду Народный банк Гагаузии?
- Это рабочее название. Решили найти инвесторов, которые бы узнали, что такое Гагаузия. А узнали они, что Николай Дудолго – человек, который следует за своим народом. Он не ведется на какую-то политическую конъюнктуру, уловки, интриги. Нет! Народ захотел референдум. Николай Дудогло говорит: «Народ - за референдум! Я – за народ, значит, за референдум!» И поддержал. Когда некоторые горячие головы в Кишиневе пытались придать этому референдуму статус нелигитимности, все разбежались, а Дудогло отстаивал интересы нынешних своих оппонентов! Отстоял и защитил. Когда надо было находить общий язык с центральными властями, а большая часть налогов Гагаузии надо было отдавать Центру, только благодаря отношениям и связям Дудогло с центральными властями, он решил проблему. Гагаузия уже не отдает налоги Центру.
Все налоги остаются в регионе. Это уникальный случай! Мало того, все удивились, когда узнали, что помимо этого, он выбил из бюджета страны порядка 100 миллионов леев для Гагаузии! И люди, особенно деловые, об этом знают. Они это оценили сразу. И сказали: «Мы дадим средства на создание финансовой компании, банка, мы выдадим «под Дудолго» деньги. Но это не подарок, не гуманитарка, которую можно «распилить». Это российские предприниматели, с которыми у нас заключено соглашение. Но условие одно, говорят они – нам нужен гарант! А гарант – это Николай Дудогло. Поэтому, не раздумывая ни минуты, сказал Дудогло, что возвращаюсь на родину. Я сам с юга, из села Верхняя Албота, уехал в Кишинев много лет назад, теперь пришла пора возвращать долги. Я спросил Дудогло: «В Комрат переехать?» Он ответил: «В Комрате все хотят жить. Ты вот посмотри, есть село Авдарма. Приехали люди и из ничего сделали сказку. Вот и ты найди какое-нибудь село. Если тебе там будет комфортно жить, значит, будет хорошо жить и сельчанам». И мы выбрали Ферапонтьевку. Приехал, поговорил с жителями, хорошо меня приняли. Прописался там, и когда встал вопрос о доме, люди подошли и сказали: «Не покупайте дом, есть где жить, живите!» Там есть несколько пустых домов. И тогда было принято решение, что средства, которые я должен был потратить на покупку дома, потратим на развитие села. А дом подождет, успеется! Теперь я живу и работаю в Кишиневе, в Гагаузии и в России.
- А чем, на ваш взгляд, Гагаузия отличается от других регионов Молдовы?
- Никаких особых отличий нет. Я никогда не делил страну на молдаван, русских, гагаузов и болгар. Гагаузия - многонациональная автономия. Гагаузы – очень работоспособные и порядочные люди, у них в крови заложена эта восточная ответственность за данное слово. Сказал, вывернется наизнанку, но выполнит обещанное. Ну и гостеприимность, как и у всего молдавского народа. И бешеная работоспособность! Поэтому я бы хотел, чтобы люди услышали и поняли: если деловые люди потянулись в Гагаузию, это самый четкий и важный знак. Но все это возможно только при одном условии – если башканом Гагаузии станет Николай Дудогло!
«Люди должны понять, что голосуют за себя, за свое будущее!»
- А вы участвовали в создании индустриально-промышленного парка, открытого недавно в Комрате?
- Я знал о создании этого парка еще на уровне идеи несколько лет назад, когда Дудогло решил собрать в одном месте промышленные, перерабатывающие предприятия в области сельского хозяйства. И на открытии этого парка член правительства Марчел Рэдукан сказал, что никто не верил, что Николаю Дудогло удастся открыть этот индустриальный парк. Правительство ведь не может на каждом углу открывать индустриальные парки! Но он сделал это, и уже есть предприятия, люди вызывают друг друга на соревнования, кто быстрей откроется и начнет работать! Волнуюсь, потому что этот индустриальный парк сможет работать только в одном случае – если Дудогло станет башканом. Я не хочу, чтобы мои слова сочли панегириком в честь Дудогло, нет! Хочу, чтобы люди поняли - они голосуют за себя! За рабочие места и инвестиции, за то, чтобы молодежь никуда не уезжала - вот за это они голосуют! А все это равно Дудогло!
- В интервью «Комсомолке» Николай Дудогло заявил о том, что планирует создать около 5 тысяч рабочих мест, а бюджет Гагаузии увеличить в два раза - с 500 миллионов леев до 1 миллиарда. Это реально сделать?
- Берем голые цифры. Вот индустриальный парк. Это примерно 2,5 тысячи рабочих мест. На каждое из этих рабочих мест придется как минимум 1-2 рабочих места вспомогательного персонала. Все будут работать на этот индустриальный парк. Это 25 тысяч рабочих мест, это 25 тысяч семей! Это просто колоссально! И как можно не поддержать человека с такой гениальной идеей?! И как можно нам, бизнесу, не понимать, что через пять-семь лет туда будет не пробиться! А через пять-семь лет там можно будет пожинать плоды, это коммерческая прибыль, это успех! Будущее – там. И я полностью согласен с Николаем Дудогло, когда он говорит, что процветание Молдовы начнется с Гагаузии! Энтузиазм Дудогло, его умение находить с людьми общий язык, еще прибавить финансы - это будет замечательно! И упустить сегодня такую возможность мне, другим бизнесменам – непростительно. Знаю, что в индустриальном парке уже есть очередь на участки! Люди должны понять одно – они голосуют за себя!
- По вашему мнению, политика бизнесу не мешает, а может, наоборот, бизнес мешает политике?
- Политикой я не занимаюсь. Единственное, я открыто поддерживаю Николая Дудогло и могу с любыми фактами на руках объяснить свою позицию. Это не то что меня попросили и я буду поддерживать, нет! К этому я пришел сознательно, увидев большие перспективы. И я умоляю гагаузов сделать правильный выбор! Вам история преподнесла: а) сформировавшегося политика, б) бизнес, который под него дает финансы, в) человека, который ни с кем не рассорился – ни в Гагаузии, ни в Кишиневе. Это уникальная возможность для гагаузов!
- А ваши друзья, партнеры из числа представителей крупного бизнеса как относятся к Николаю Дудогло?
- Поначалу они спрашивали меня: «Это что, фишка какая-то?» А сегодня абсолютно все звонят, спрашивают о проектах Дудогло.
- Николай Дудогло хочет организовать благотворительный фонд при башкане Гагаузии для поддержки здравоохранения и образования…
- Это правильно! Николай Дудогло говорит: «Знаете, какая у нас ситуация с раковыми заболеваниями? Надо помогать не одному-двум-трем больным, необходимо создавать базу, чтобы вести профилактику на начальных стадиях болезни!» А для этого нужны медицинские центры. И это не шутки, бизнес сказал: «Дудогло выигрывает, мы даем средства». Порой Гагаузию обвиняют в сепаратизме. Николай Дудогло говорит: «Мы всегда в составе Молдовы, мы никогда не будем сепаратистами!» Это уникальная возможность, когда в одной точке сошлись все благоприятные факторы! Все сошлось!
- После Кишинева в Ферапонтьевке не скучно?
- Нет, не скучно! Получаю массу удовольствия и с огромным желанием там живу, это я искренне говорю! Проблем, конечно, много. Там есть несколько малоимущих семей. Николай Дудогло предложил сделать людям приятное на Новый год - вручили подарки. В местных детсаду и школе были проблемы с окнами, с крышей - включили Ферапонтьевку в программу по энергоэффективности, хотим сделать уличное освещение, к лету - ремонт в доме культуры, дискотеку станем проводить, кино показывать, чтобы молодежь из села не уезжала. Это все подсказывает Николай Дудогло. Когда я приехал к малоимущим с подарками – просто комок в горле стоял, насколько люди искренни и благодарны… Это в Кишиневе все стали толстокожими, до нас не достучаться… А там совсем другие люди, просто искренние отношения! Откроем в сельском медпункте аптеку… Сейчас лекарства приходится заказывать. Надо уже хоть что-то делать! Надо поддерживать социалку - ведь с этого начинается страна, а не с олигархов! Нельзя быть миллиардерами и жить, когда рядом с тобой одна нищета! И все это хочет сделать Николай Дудогло! Как этому человеку можно отказать?!
ЛЮДИ ДЕЛА