Главный банк страны заставляют снизить инфляцию
«Я убежден, что мой опыт будет полезен стране. Я провел 17 лет в очень крупном, всемирно известном финансовом учреждении. Я работал и во Франции, и в Великобритании, и в других странах. Я согласился не только потому, что считаю себя хорошим, а из-за того, что считаю, что могу провести необходимые реформы. Банковская система Молдовы продолжает быть непрозрачной, не выполняет свои обязанности посредника, можно сказать, что она неэффективна. Моя цель – создать современную банковскую систему, привлечь иностранных инвесторов. Я хочу, чтобы эта страна была богатой, в том числе и рядовые граждане», - с такими словами Сергей Чокля вступил в должность президента Нацбанка Молдовы в марте 2016 года.
На эту должность его назначил парламент голосами 61 депутата (требовалось парламентское большинство). Чокля был отобран специальной парламентской комиссией в результате конкурса, в котором приняли участие 9 кандидатов.
Сегодня Сергей Чокля заявил о том, что подает в отставку. Причины отставки пока неизвестны. Мы поговорили с доктором экономики Михаилом Пойсиком, который считает, что президенту Нацбанка пришлось принять такое решение, потому что «он не хочет попасть в команду тех людей, которых надо сажать в тюрьму».
Речь идет, главным образом, о краже миллиарда, которую, как считает эксперт, Нацбанк покрывает.
- Миллиард не ищется. Они же знают, что, прежде всего, виноват экс-президент Нацбанка Дрэгуцану. Нацбанк должен назвать виновных, но он их покрывает. Чокля это понимает, он же умный человек. Он понял, что его подставляют. Я уверен, что он порядочный человек, но его загнали в угол. Он осознал, что он попадет в общую команду тех, кого надо сажать, - уверен Пойсик.
Искусственно занижаем инфляцию
Второй момент, который вынудил Чоклю принять решение об отставке, по мнению Михаила Пойсика, заключается в том, что власти искусственно хотят снизить инфляцию, чтобы ...не повышать пенсии.
- Два года назад был принят закон, предусматривающий, что если инфляция составляет меньше 2%, то пенсии не индексируются. А это 500 миллионов леев! Сегодня соцфонд дотируется на треть из госбюджета. А денег нет. Их неоткуда взять! - говорит эксперт.
Он напомнил, как в 2008 году, когда в стране был финансовый кризис, тогдашний президент Нацбанка Талмач поднял норму обязательных резервов* до 22%, тогда как мировая практика — резервировать 8-10%. Тогдашняя оппозиция (которая сейчас у власти) истошно кричала, что Талмач и коммунисты убили экономику. А потом они сами подняли норму резервирования до 42%, затем снизили до 40%, а в сентябре этого года снова повысили до 42,5%.
- Зачем? Ведь есть заключение МВФ и других наших кураторов по развитию о том, что наша банковская система стабилизировалась, зачем тогда так откачивать деньги? А все очень просто. Откачав деньги из экономики, мы тем самым завышаем курс молдавского лея, то есть чрезмерно его укрепляем. У нас примерно на 800 миллиардов долларов импорта. Одно дело, когда вы его завозите по курсу 17 леев за долларов, другое — когда за 18 леев за доллар. Таким образом, вы искусственно снижаете инфляцию, - объяснил Пойсик.
Он указал на то, что Нацбанк на этот год прогнозировал инфляцию в 5% +/- 1,5%. А за 9 месяцев года она составила 2,4%. В бюджетной политике, опубликованной минфином, заложена инфляция в размере 3,4%. И вдруг Нацбанк буквально неделю назад объявляет о том, что у нас инфляция будет 1,9%.
- А почему?! Потому что два года назад был принят закон, о котором я сказал выше — о том, что если инфляция составляет меньше 2%, то пенсии не индексируются. Чтобы понизить инфляцию, сделать ее ниже 2%, наверняка дали указание Нацбюро статистики, чтобы оно тянуло за уши данные до 1,9% и Нацбанку дали такие указания. Поэтому, в том числе, Чокля и увольняется! - считает Михаил Пойсик.
* Норма обязательных резервов, установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве либо в виде депозита в центральном банке. Она обеспечивает надежное выполнение обязательств банка перед клиентами и используется центральным банком как инструмент регулирования денежной массы в экономике.