Виталий Наумов около недели прожил при Мазаракиевской церкви.
- Как не помочь человеку? - разводит руками отец Андрей. - Надо всем помогать! Вот мы и помогаем. У нас в одной комнате живут россиянин и украинец, мирно живут, никаких склок и раздоров...
- Мы, служители церкви, сами деньгами скинулись, чтобы помочь Виталию, - признается женщина по имени Люба. Она при храме, ухаживает за владыкой. - Просили и прихожан помочь, но у людей просто нет денег, сами понимаете, как народ у нас сегодня бедно живет...
Я понимаю и просто киваю головой. Нахожусь у старейшего храма Кишинева - Мазаракиевской церкви. И не просто старейшего, это самое старое здание в молдавской столице. Оно относится к епархии Русской православной старообрядческой церкви. И даже здесь нынешние молдавские власти при всей своей русофобии легко могут отыскать "руку Москвы". Во дворе покоится тяжеленный колокол, на ободе которого написано: "Москва. Завод Финлядский. Вес - 15 пудов"...
Даже здесь можно отыскать "руку Москвы".
"Приставили автомат к голове и отвезли в тюрьму"
В Кишиневе буянит весна. Ласково греет солнышко. Мы садимся с Виталием Наумовым за столом в беседке. Виталий - гражданин России, но последние лет десять жил с женой в Киеве. Как только начались на Украине известные события, его жизнь покатилась под откос. Виталий - худощавый мужичок с редкой бородкой неспешно начинает свой рассказ:
- Мне 43 года, родом я из Набережных Челнов. В 2011 году поехал в Киев в отпуск. Очень мне понравился Киев, красивый, старинный город. Решил туда переехать. В следующем году познакомился с киевлянкой Юлией, она тоже по нашей вере, вере старообрядцев. Стала моей женой. Детей у нас нет, но жили-поживали. Потом случился Майдан...
Виталий работал художником, дизайнером, иллюстратором. Семья снимала квартиру, со временем Виталий открыл свое ИП.
- Нормально жили до февраля прошлого года. - продолжает он. - Буквально через наш дом проходит окружная дорога, выезд из города как раз по направлению в Ирпень, к Буче. Над домом ракеты просто летали! Взрывы, треск, шум, невозможно жить было.
Виталий решил уехать в Польшу. супруга осталась в Киеве, чтобы помогать своим родителям. Потом бы приехала к мужу. Это было в конце марта 2022 года. 21 марта Виталий выезжал из Киева и на ближайшем блокпосте теробороны его задержали.
- Попросили документы, я показал вид на жительство, - вспоминает Виталий. - Взяли мой российский паспорт, отошли, минуты две посовещались, тут же сразу дуло автомата к голове приставили, положили на асфальт, прикладом по голове настучали, руки стяжкой связали, капюшон на голову надели, скотчем обмотали лицо.
Отвезли в отделение полиции, обыскали, устроили досмотр всех вещей, ничего не нашли. Повезли Виталия домой.
- Часа три они у нас дома мародёрили, повыносили, пограбили нормально, - невесело усмехается мой собеседник. - Все, что можно было унести в руках, все вынесли.
- Пробовали возмущаться в этот момент?
- Они и пистолет приставляли к голове, избивали руками и прикладами автоматов. Жену увели из квартиры. А я стоял лицом к стене со связанными сзади руками. В итоге сунули гранату в мой кроссовок, позвали соседей в качестве понятых, при них второй раз провели фиктивный обыск. И - опа! - нашли гранату. И оказался я в Лукьяновской тюрьме.
Просидел там Виталий 2,5 месяца. Поначалу его не трогали, говорит, все нормально было. А потом оказалось, что его, как гражданина России, включили в списки на обмен на украинских военнопленных.
- Это Саша Коц, корреспондент московской "Комсомолки" постарался, - уточняет Виталий. - Как-то я, не знаю как, но попал в эти списки. Как лицо гражданское, я никому не интересен был. А вот когда включили в списки, ко мне в тюрьму пришли прокурор, сбушники, стали спрашивать, как я попал в эти списки, почему меня в них включили. И меня после этого перевели в "пресс-хату".
"Пресс-хаты", кто не знает, это камеры предназначенные для тех сидельцев, кого надо сломать, выбить нужные показания. Сидит в них всякое отребье, готовое выполнить любой приказ тюремной администрации - избить до полусмерти, изнасиловать или даже убить.
- Меня не трогали, но при мне убили двух человек, - как-то даже обыденно говорит об убийствах Виталий. - Они на воле вели пророссийские ТГ-каналы. Их просто забили до смерти! Забили за пятнадцать минут. Прыгали на них, отбили все внутренние органы. Жуть такая! А сбушники, они каждый день приходили на допросы, говорили мне, что, мол, это демонстрация для меня.
- Какая-то слишком жестокая демонстрация...
- А у них всё вот так вот! Потом был суд и мне дали год условно. Между мной и СБУ была сделка: я признаюсь, что граната моя, а за это мне дают условный срок.
- Могли бы и "кинуть" вас со сделкой!
- Нет, изначально подписывались все бумаги, прокурором, в том числе, все обговаривалось на бумаге, все официально. Эту "угоду", соглашение, подписывают все стороны. На суде прокурор просил 2-3 года условно, но судья дал мне год. А ведь мне светил реальный срок - от четырех до семи лет.
Виталию помогли добрые люди.
Пятнадцать минут - на сборы и депортация из Украины
Виталий оказался на свободе. Пришлось заново снимать квартиру. Жена ушла от него.
- Основная причина - бытовая, но и то, что произошло со мной, тоже сыграло свою роль. - объясняет Виталий. - Из-за меня у жены на работе начались проблемы, ее стали прессовать, больше морально.
А неделю назад за Виталием опять пришли из СБУ. В восемь часов утра.
- Сначала подумал, что пришли меня убивать, - вздыхает Виталий. - Открыл, мне сунули "корочку" СБУ в лицо, зачитали постановление о том, что я угрожаю национальной безопасности и территориальной целостности Украины, поэтому решено меня выдворить из страны.
- Сколько у меня есть времени? - спросил непрошенных гостей Виталий.
- Пятнадцать минут.
Виталия посадили в машину, с ним ехало трое сотрудников СБУ. И повезли через всю Украину до границы с Молдовой (КПП "Мамалига-Крива"). Передали пограничникам.
- Границу я начал проходить в семь утра, а закончилось все в два часа ночи, - говорит Виталий. - У меня и паспорта не было заграничного, документы просрочены. На каждый просроченный локумент акт составляли, штраф впаяли - 10 тысяч гривен.
- У меня только тысяча гривен, как я вам заплачу штраф? А, если не заплачу, вы же не выпустите меня из страны!
- Да, ладно, у тебя просто будет запрет на въезда на Украину. У тебя в любом случае запрет стоит, так что можешь не платить.
Выпустили. Но на молдавской стороне тоже началась обстоятельная проверка. Виталий ведь - гражданин России, да еще с просроченным паспортом. Долго проверяли, но в два часа ночи пустили в Молдову.
- Что бы вы делали, если бы вас не пустили в нашу страну?
- Не знаю, я ведь не мог вернуться обратно, на Украину.
Наши пограничники помогли Виталию сесть в транзитный автобус на Кишинев, заплатил водителю 400 леев. Он заранее созвонился с отцом Андреем, с которым знаком около двадцати лет, тот обещал помочь. Виталий приехал, его сразу накормили, душ, выделили комнату.
- Я без денег на билет до Москвы, - разводит руками Виталий. - Мама моя назанимала денег, местные прихожане помогли. Мне нужно было примерно 8 тысяч леев, чтобы самолетом через Ереван добраться до Москвы.
Я обратился в посольство России в Молдове за помощью, мне ответили, что денег нет, но вы держитесь. Но помогли с оформлением документов. Обратился в русскую диаспору здесь, тоже ответили, что денег нет. Вот мама и церковь помогли только...Я бы устроился на любую работу, чтобы заработать на проезд, но бумага. которую мне выдали в посольстве, действительна только две недели.
Виталий и отец Андрей.
"В СБУ мне сказали, что если еще раз им попадусь, тут же расстреляют"
Виталий ведет меня в подвал. Здесь он живет уже около недели. небольшой коридор гостиничного типа, три комнаты. Заходим в одну из них. Небольшая, три кровати. Виталий показывает мне икону.
- Сам ее писал...
Тут же его чемодан, почти собранный, его хозяину улетать на следующее утро.
- Желаю, чтобы никто в такие ситуации, в какой оказался я, никогда в жизни не попадал! - горячо желает Виталий. - Никому такого не пожелаешь. Не ходите, дети, в Африку гулять! Это опасно. С четырнадцатого года все хотел уехать, но не уезжал и вот, дождался. Сейчас уехал из Украины, немного успокоился. еду домой, все хорошо, слава Богу! Скоро маму увижу. ей 68 лет... Мама ждет, переживает, последний год все по больницам. Мама есть мама, очень переживала за меня... Мне очень опасно было даже в магазин сходить! Потому что акцент меня выдавал. Обычные люди, посетители, сразу начинали кричать: "Сепаратист!" , начинали верещать, за одежду хватать, полицию вызывать. Мог только передвигаться по улицам и молчать. Но, в основном, дома сидел.
Мы прощаемся с Виталием, напоследок он мне говорит:
- Не знаю, что меня дома ждет, может, призовут в армию, мобилизуют. А мне сбушники сказали: "Попадешь в плен, мы выясним, кто ты такой, и тут же тебя расстреляем. Лучше не попадайся нам, второй раз тебе так не повезет..."
Еще больше новостей - на нашем Телеграм-канале!
Читайте также:
Руководство Сил обороны Юга Украины - "КП": "Российским войскам в Приднестровье вполне могут отдать приказ стрелять, чтобы создать напряжение на границе"
Как утверждает украинская сторона, "сосредоточение войск ВСУ на границе с Приднестровьем адекватно той угрозе, которая может быть" (далее...)
Вот билет на балет: Поход в театр или на выставку может стоить целого состояния – мало того, что 800 леев представление, еще и счет обнулят – осторожно, в Молдове новые аферы
А начинается все мило, с интернет-знакомства с девушкой, которая предлагает первое свидание провести в культурном месте (далее...)
Не ешьте это, будет рвота и расстройство желудка: В супермаркете в Кишиневе нашли яйца с сальмонеллой - узнайте, как их определить
Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов предупреждает об опасности употребления зараженного продукта (далее...)